Приглашаем в театр «Комедианты» на спектакль – пластической драмы «Муму» или «Крепостная любовь» по повести Ивана Тургенева.
В спектакле заняты актеры актерского агентства «НЕКСТУДИО» - Азаров Филипп (Герасим), Алена Азарова (Татьяна).
О чем спектакль и почему его обязательно нужно посмотреть?
"Это история о Любви. События происходят в усадьбе, где правит бал своенравная Барыня и ее прислужники. Чувства, возникшие между главными героями пьесы, Герасимом и крепостной Татьяной, чисты и трогательны. Но герои живут в мире, в котором нет свободы, в мире, где любовь — непозволительная роскошь. Спектакль идет практически без слов, но то и дело раздаются русские народные песни, которые оказываются полноценной частью действия. Спектакль украшает визуальный ряд — проекция картин русских художников: перед зрителями возникают изображения усадьбы, реки, военных действий и пр. Оригинальная трактовка сочетает в себе современные пластические формы с самобытностью и очарованием народного фольклора, а классическая литературная основа повесть И. С. Тургенева «Муму» — придает действию лиризм и пронзительность.
«Немногословность» русского мужика, в исполнении Азарова Филиппа, отдававшего всего себя непосильному труду, уходит корнями в сам уклад жизни крестьянской России, формировавшийся веками. Отсюда выбор жанра – «пластическая драма».
Спектакль театра «Комедианты» практически без слов. В глухоту и немоту погружаются все обитатели усадьбы, и немота Герасима оказывается самой звенящей и пронзительной. Персонажи не говорят ни слова - и тем более выразительна их пластика и их голоса. Именно, голоса! Ведь «гробовое молчание» отнюдь не равно тишине. На протяжении всего спектакля звучит многоголосое пение. В этих колоритных напевах отдельные люди, характеры, судьбы, как будто сливаются воедино и вместе образуют ту самую загадочную русскую душу, в которой, помимо покорности, столько всего еще смешано!
Даже Барыне здесь не нужно говорить, ей достаточно жеста, и всё вокруг подчиняется ее воле. «Барыня – командарм, генерал, — объясняет режиссер постановки. — Такой образ связан с ответом на тот самый злосчастный вопрос « Зачем Герасим утопил Муму», почему не ушел с ней? Потому что у него в генах, как и у миллионов русских людей, была заложена иерархия подчинения, та самая, на которой основывается работа государственной машины. Когда под барабанный бой Барыня в присутствии дворни отдает приказ о том, что Муму нужно уничтожить, Герасим не может не подчиниться, иначе что-то разрушится, порядок вещей, сложившийся веками…».
Единственный говорящий (да еще как говорящий!) персонаж в спектакле – это сама Муму и говорит она очень необычным способом…
В спектакле «Комедиантов» многое необычно. При этом, несмотря на печаль и молчание героев, его никак не назвать «тяжелым». Напротив, все действие, от начала до конца, пронизано легкостью, в нем нет ничего лишнего, ничего сложного и непонятного.
Алена Азарова, выступающая до антракта в роли возлюбленной Герасима, прачки Татьяны, во втором действии предстает в образе сценического поводыря Муму. И здесь изобильным на выдумки постановщиком единым махом убиваются сразу два жирных зайца. И кукла не выглядит бездыханной материей, по форме набитой поролоном (она не только передается из рук в руки, но и самостоятельно двигается), и ассоциация очевидна – всю неизрасходованную на женщину любовь несчастный, ущербный богатырь выплескивает на собаку.
Погружаясь в атмосферу немоты, зрители и сами могут почувствовать все, что вложено автором в это непростое состояние: отчаяние, беспомощность, непонимание, безнадежность и необходимость подчиняться. Так, как подчинился Герасим, уничтожив самое любимое и близкое свое существо.
Символическая немота Герасима, молча, несмотря на свои страдания, «проглотившего» все напасти, обрушившиеся на него по прихоти своевольной барыни, в интерпретации режиссера Михаила Левшина выглядит еще более символично. Его немотой в не меньшей степени наделены все вокруг – и его любимая, Татьяна, и пьяница Капитон, и другая прислуга, и даже сама барыня.
Счастливой развязки не случится – Муму погибнет, став жертвой властительного сумасбродства и осознанного послушания. Герасим сделает свое страшное дело – и уйдет, навсегда. И вот тут-то финальным аккордом и возопит спектакль – заговорит словами человечьими (голосом барыни из динамиков). Что лишний раз разоблачит всю осмысленность представленного театрального священнодействия, подчеркнет не случайность каждого его элемента."
О создателях спектакля:
Режиссер – постановщик – заслуженный деятель искусств России, основатель и главный режиссер театра «Комедианты» Михаил Александрович Левшин.
Хореограф – постановщик - заслуженный деятель искусств России, хореограф, режиссёр по пластике, Сергей Иванович Грицай.
В спектакле заняты:
Азаров Филипп (Герасим), Алена Азарова (Татьяна), Лариса Климова, Ольга Яковлева (Барыня), Роман Притула и др.
Исполнитель главной роли Герасима, артист театра и кино ФИЛИПП АЗАРОВ:
«Для меня это тяжелый спектакль. Он надрывный, это рваный ритм, вспышки энергетики. Я постарался сделать другого Герасима, не такого, как, например, у Балуева (фильм „Муму“ Ю. Грымова): там он закрытый, собранный, весь в себе — взрослый закрытый мужчина. Я такой только в самом начале спектакля, в момент прощания с Татьяной (Алена Азарова) — я не выдерживаю, появляются слезы, что-то в Герасиме обрывается… Второй акт — это уже совершенно другой человек — человек в состоянии агонии, он отчаянно пытается сохранить Муму, этим он хочет заполнить ту огромную пустоту внутри, которая образовалась после потери Татьяны… Герасим, которого я пытаюсь показать, — это не юродивый, это нормальный здоровый человек со здоровыми мыслями, чувствами, потребностями. В спектакле есть танцевальный дуэт, символизирующий несбывшуюся мечту Татьяны и Герасима: это некий сон, космос. Подлинные человеческие эмоции, которые контрастируют со всей той бессмысленной сумятицей, окружающей главных героев…
Все приходят в театр развлекаться, отвлечься, прийти же после работы посмотреть „Муму“ — это сложно… Но именно в этом спектакле, кажется, мы говорим со зрителем о таких важных человеческих ценностях, как доброта, любовь, сострадание… Если ты любишь кого-то, что-то — дорожи, береги!».
Алена Азарова за роль Татьяны стала Лауреатом специального приза экспертного совета высшей театральной премии «Золотой софит» сезона 2010-2011, за «Лучший дебют» в спектакле «Крепостная любовь» .
ПРЕССА
http://komedianty.com/pressa/o-spektakle-krepostnaya-lyubov-mumu
http://komedianty.com/pressa/mumu-v-komediantakh
Театр «Комедианты» http://komedianty.com/spektakl/krepostnaya-lyubov